Лунная станция и Меганом на выходных

О посещении Лунной станции думал уже давно, и тут наконец-то решились, но не задалось всё с самого начала: серый и туманный день намекал на неяркие фотографии, второй фотограф прихлопнул палец дверью машины, ну и главное – инспектор, охраняющий Карадагский заповедник остановил нашу прогулку и предложил сначала оформить пропуск в муниципалитете. Так просто в тут не погуляешь.
дорога на КарадагЧто за заброшенная лунная станция скажете вы? Расскажу, а фотографии покажу Сергея Анашкевича: От неё остались лишь сгнившие от времени балки, когда-то являвшейся секретным объектом станции, где проводились изучения Луны. Человек задался вопросом Луна, является плотным объектом или просто космическая пыль?

Пожалуй, такой вопрос, касающийся изучения Луны, являлся основным в научном астрономическом мире советского времени, прошлого столетия, вначале 60-х годов. Для того, чтоб первыми отправиться на искусственный спутник Земли, опередив американцев, СССР плотно занималось изучением Луны.
Понять, какой состав имеет лунная поверхность, была создана специальная лунная программа. В то время, мнение о ее составе, разделялось на две теории ученого совета. Одни выдвигали факт, о затвердевшем составе, равное составу плотности Земли. Другие утверждали, ее основу составляет пористый состав из галактической пыли.
Поэтому Крым, в далеком 1965 году, стал местом, где была создана суррогатная Луна. Расположилась лунная платформа на горе, под названием Балалы-Кая, а на подступе к ней установили радио космический телескоп, благодаря чему представили абсолютный анализ о ее составе.

Балалы-Кая, Карадаг, Заброшенная лунная станция

Это развеяло все споры. Оказалось, теория о твердой поверхности лунной почвы подтвердилась. Для чего было принято отправлять аппарат для изучения ее составляющих элементов и астронавта. В скором времени, лунную платформу приспособили в целях научного расчета постоянного температурного изменения сферы планет солнечной системы.

Балалы-Кая, Карадаг, Заброшенная лунная станция

Спутниковая платформа суррогатной Луны.

Бывшая платформа суррогатного спутника нашей планеты, занимавшейся изучением звездной системы, открывается взору, когда едешь по дороге из Судака в Коктебель. Многим путешествующим туристам, про неё говорят, что это горнолыжный подъемник, незавершенная линия электропередач, даже называют частью остатков ковчега, построенного библейским персонажем Ноем. Основная масса заинтересованных лиц, принимают версию за чистую монету. Автор этой фотографии Наталья Гарнелис:

Балалы-Кая, Карадаг, Заброшенная лунная станция

Руководителем программы изучения звездной системы являлся НИИ Радиофизики, имени Максима Горького. Процесс возведения объекта и космического телескопа проводилось в осенний октябрьский месяц 1965 года, в экспериментальных целях. Ученый в области радиофизики Троицкий В.С., являлся руководителем научного проекта по созданию двойника спутника Земли.

вырезка с газеты

За недолгое время, до создания искусственного спутника, в московском учреждении министерского совета, главой, где являлся еще в тот период советский академик Королев С.П., разгорелась дискуссия о почвенном составе Луны. Это требовалось для создания аппарата, получившего название луноход. Пересеклись два мнения, вызывающие долгое время споры, про её состав.
С.П. Королев, должен был вынести окончательный вердикт, но спор набирал обороты. Тогда он принял простой на тот момент разумный выход из сложившейся ситуации. По рядам ученным, было отправлено два листа, с точками зрения по теории лунного грунта. И каждому из них требовалось поставить автограф под гипотезой, которую, по их мнению, считает верной теорией. Но только В.С. Троицкий академик, поставил свою подпись на листе.
Королев после такого вынес вердикт о затвердевшем составе лунного грунта, но это стоило ещё доказать. Место под развертывание станции подбиралось тщательно, согласно научным исследованиям. Чтоб доказать теорию, следовало выбрать высокую точку над горизонтальным уровнем, идентично настоящему спутника Земли, а установка радиотелескопа равнялась чтоб одинаковому расположению угла.

Балалы-Кая, Карадаг, Заброшенная лунная станция

Чтоб доказать теорию, следовало выбрать высокую точку над горизонтом, как у настоящего спутника Земли, а установка радиотелескопа равнялась чтоб одинаковому расположению угла. Для создания искусственного аналога. Методом радиоизлучения между двумя спутниками. Ландшафт горы и её подножия, подходили как раз кстати.

Балалы-Кая, Карадаг, Заброшенная лунная станция

Строение двойника Луны

При помощи металлической конструкции на вершине горы закрепили диск черного цвета диаметром 5 метров, покрытый специальным составом поглощения радиоволн. Это являлся аналог Луны, формы точного измерения радиодиапазона. При помощи такого изобретения установили точный состав оболочки Луны. При распаде радиоактивных химических элементов во внутреннем строении, происходит изменения температуры на мертвой планете.
Такая методика нашла практическое применение в вычислении разности температур вселенского излучения радиоволн. В 600 метрах от суррогатного спутника, был установлен радио телескопический прибор, посылавший излучения на Луну и её двойника. Правда, на его месте сейчас только голый фундамент.

Балалы-Кая, Карадаг, Заброшенная лунная станция

закат в Балалы-Кая или Карадаг

Ну, так как не смогли попасть на лунную станцию, а выходной хочется провести на свежем воздухе, было принято решение отправиться на мыс Меганом. Проезжая мимо винзавод Архадерессе, вернее, проехать мимо него нельзя 🙂

фотография Архадерессе винзавод

Заброшенный домик у нового маяка:

заброшенный домик у маяка

В 1886 году, в связи с возрождением Черноморского флота, создается Дирекция маяков и лоций, ответственная за работу маяков и знаков, предостерегающих об опасности и указывающих верный путь, в Чёрном и Азовском море.

Весной 1890 г. Севастополь становится местом сосредоточения основных сил Черноморского флота, туда же переезжает созданная Дирекция, отвечающая за работу маяков и лоций. После дислокации морской военной базы, городу присваивается официальный статус ‒ военная крепость, что запрещает въезд на его территорию судов других государств. Севастопольский порт, приносящий коммерческую выгоду, после долгих споров, было решено переместить в Феодосию.

В это же время принимается решение о строительстве двух маяков. Один планировалось разместить на мысе Меганом, расположенном около Феодосии, а другой ‒ на мысе Ильи. Возведение Меганомского маяка начинается в 1893 г., а спустя два года он уже вводится в эксплуатацию. Деньги на постройку второго маяка так и не были выделены.

Меганомский маяк, по сравнению с другими, был прекрасно оснащен, специальное оборудование для него закупались во Франции, что являлось гарантом обеспечения бесперебойной работы маяка.

Меганомский маяк

Во время Великой Отечественной войны маяк получил серьезные повреждения и был отремонтирован только после окончания военных действий. Начиная с 1959 г. маяк постоянно усовершенствуется, приобретается новое оборудование, приходящее на смену устаревшим моделям.

Около него нельзя не сделать селфи 😉

Селфи Александра Смолова, Маргарита и Степан Береговые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *