Начало эпохи открыток с пейзажами Крыма

Туристам всегда нравились и всегда завораживали невероятные крымские пейзажи и природные достопримечательности. Но начало двадцатого века было весьма трудным и непростым в плане фотографии, ведь, чтобы на память получить себе красивое фото с видами шикарного полуострова, нужно было оплачивать услуги в ателье.

Особенной популярностью и известностью тогда, в те времена, пользовалось ателье Василия Сокорнова. Он освоил свою профессию фотохудожника в далеком 1887 году, в Пазетти, в фотоателье. Там будущий известный фотограф и получил все основы своей специальности и принципы фоторетуши. Сперва его увлекла портретная фотография. Его фотопортрет, обработанный для выставки во французской столице, получил невероятный успех и тогда мастер принял ответственное решение – отправиться в самостоятельное творческое плаванье.

открытка с пейзажем Крыма

Однако развитию и дальнейшему обучению фотографа, помешала коварная болезнь легких, найденная еще в период работы и учебы в Санкт-Петербурге. Врачи отправили Сокорнова в Крым. Он долгое время жил, лечился и не прекращал своего творчества, в курортной Алупке. Но картины художника здесь не пользовались особым спросом, и он волочил бедное и почти жалкое существование никому неизвестного и никому ненужного забытого мастера. Н Сокорнов упрямо не опускал руки и отчаянно хватался за любую возможность встать со дна и пробиться в большое искусство. Он занимает некоторую весьма приличную сумму и приобретает… да-да фотоаппарат! Пятьдесят снимков – вот что делает Сокорнов с этой чудо-машиной и запечатляет самые красивые крымские виды.

открытка с пейзажем Крыма

Какой же был восторг и одновременное удивление, когда эти 50 несчастных открыток сразу разбирают у художника. Забирает эти открытки некто иной Юсупов-Сумароков-Эльстон-старший, знаменитый зажиточный помещик из Крыма, князь, он также заказывает Сокорнову еще сто подобных снимков. А получив эти сто, заказывает еще триста фотографий крымских пейзажей. Вот так и началась эпоха открыток с пейзажами. Это были самые лучшие и самые популярные сувениры на то время. Такие открытки привозили с собой из отдыха знаменитости и чиновники, брали на память руководители и знаменитые богачи. Так постепенно, Сокорнов в качестве фотохудожника приобретает для себя неожиданную славу и популярность. Его знал весь Крым, и стали узнавать далеко за его пределами, ведь открытки давно уже стали «уходить» уже за границу.

прибой во время бури

А в 1900 году Сокорнов пережил еще одно грандиозное событие в своей жизни – известная фирма Пазетти представила его и его удивительные пейзажные фотоснимки на Всемирной универсальной выставке в столице Франции, где ателье из Крыма и работы ранее неизвестного фотохудожника получило настоящее признание и почетные награды, но там началась критика творчества Сокорнова — его снимки называли слишком «художественными» и от того неправдоподобными, считали, что они искажают настоящие крымские пейзажи. Сокорнов же шел дальше и в 1908 году его приняли в члены русского фотографического сообщества. Членство в этом клубе давало весьма полезные для фотографа привилегии – делались скидки на покупку материалов для фотографии, пленки и прочее, а что самое важное – членство в клубе разрешало фотографировать пейзажи по всему государству.
Позже Сокорнов пробует для себя новый жанр. Первый в жизни заказчик, князь Юсупов-Сумароков-Эльстон-старший делает своему верному фотомастеру новый заказ – сфотографировать княжеское имение. С этой задачей справился мастер и эти работы до сих пор вы сможете увидеть в городе Алупка, в государственном музее заповеднике.
Нагрянувшая революция, сильно подорвала бюджет Сокорнова и доходы ателье, но упорный фотомастер тянул из последних сил и с его силами, и упрямством ателье продержалось аж до 1927 года. И только потом фотомастер оказался на улице, что называется, без гроша в кармане.

в горах над Алупкой

Через год забытого нищего уже мастера вспомнили и пригласили на службу в новенькое, только что открытое издательство «Крымиздат». Там он разработал логотип, и стал выпускать знаменитейшие и известные по всему полуострову фотооткрытки с «Видами Крыма». Этой простой работой, но довольно ценной для туристов, а и для самих крымчан Сокорнов обеспечил себе спокойную и вполне безбедную старость.

гора Ай-Петри

Но и на этом беды художника и фотографа не закончились. Все дело было в том, что правительство выпустило новый закон, по которому любые авторские права теперь имели довольно короткий срок сохранения – всего пять лет. А потом, после завершения этого срока, государство имело возможность выкупить эти права, что собственно так и случилось. И в 1930 году Сокорнов лишился правообладания на свои 1300 снимков и негативов. Затем эти снимки были пересняты, а с них сделали специальные туристические альбомы, которые издавались в Крымиздате буквально тысячами.
Но Сокорнов продолжал работать и в 1937 году, оправившись после такого подлого поступка, стал участников в очередной крупной выставке фотографий. Фотографа признали, оценили, и сделали своим фотографом–пейзажником, однако вновь художественные планы и чаяния прервала война.
Она также отпечаталась на снимках знаменитого фотомастера — снимки солдат, крупных великих офицеров, госпиталей и военного быта появились в копилке Сокорнова.

Алупка

Затем он передает сто своих, на свой взгляд самых лучших и достойных работ во дворец-музей в город Алупку. К сожалению, их не осталось совсем. Но про это Сокорнов, знаменитый крымский фотомастер уже не узнает. Его не стало в 1946 году. Похоронили его в том городе, который и подарил Крыму его прекрасные работы, который и создал этого удивительного художника – в Алупке.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *